+7 915 00 88 371

info@centre-lestviza.ru

Архив за год: 2020

Вопросы для Викторины 2020 в Воскресной школе

 

 

 

 

 

 

Викторина делится на 4 тематических блока:

1) Четвероевангелие

1. Как зовут св.евангелистов?
(Матфей, Мф.
Марк, Мк.
Лука, Лк.
Иоанн, Ин.)

2. Как евангелия расположены в книге Нового Завета?
(Евангелие от Матфея, Евангелие от Марка, Евангелие от Луки, Евангелие от Иоанна)

3. Какие символы имеют евангелисты? Как их изображают на иконах/фресках?

(Матфей — ангел (человек), т.к. Матфей показывает Христа как совершенно безгрешного человека;
Марк — лев, т.к. Марк писал о всемогуществе Христа, изображает как Царя; лев — символ царского величия. 
Лука — телец, т.к. писал о том, что Христос принёс себя в жертву за грехи всех людей;
Иоанн — орёл, т.е. Иоанн показал, что Христос победил смерть и вознёсся к Отцу).

4. Какое Евангелие самое длинное? (От Матфея, 28 глав)

5. Какое Евангелие самое короткое? (От Марка, 16 глав)

6. Что означает слово «Евангелие» на греч. языке? (Благая весть. О чём? — о пришествии на землю Спасителя)

7. Почему Евангелий четыре? (Это число символически изображает проповедь всему человечеству на 4 стороны света + тексты подтверждают друг друга).

8. Уметь раскрыть сокращение, например, Ин. 2:13-23 (Евангелие от Иоанна, глава вторая, стихи с 13 по 23), найти в книге и прочитать

 

2) Евангельский словарь

Апостол — ученик и последователь Иисуса Христа.

Промысел Божий — постоянная забота Отца обо всём, что Он создал.

Проповедь —
1) речь священника в храме с целью объяснить учение Иисуса Христа.
2) распространение христианского учения (хождение по земле, к разным народам, как это делали апостолы)

Притча — небольшой поучительный рассказ.

Прокажённый — это человек, большой проказой (лепра). Проказа — тяжёлая болезнь кожи, она считалась Божественным наказанием, прокажённых изгоняли из города.

Та’лант — самая большая по ценности денежная единица, упоминаемая в Евангелии. Она подчёркивает, что речь шла об огромной сумме денег.

‘Лепта — самая мелкая греческая монета, считалась символом бедности и нищеты.

‘Кесарь — это греческая форма латинского слова «цезарь», титул римских императоров.

Смо’ковница — фруктовое дерево, не раз упоминаемое в Евангелии, = инжир = фига = смоква.

‘Миро — особая ароматная смесь масел и трав на основе оливкового масла и белого вина. Ранее использовалось и в быту, сегодня — только как священная жидкость для таинств.

‘Вечеря — последний ужин Христа с учениками, во время которого было установлено таинство Евхаристии (Причастия).

А’лектор (греч) — петух.

 

3) Молитвы

Молитва — это обращение к Богу или святым, горячая мольба, просьба или благодарение.

Виды молитв:
1. Хвалебная/славословная
2. Благодарственная
3. Просительная
4. Покаянная

Знать молитвы (7):

— перед учением (Господи, даруй нам разум и силы…)
— после учения (Благодарим Тебя, Создатель, за научение…)
— Святому Духу (Царю Небесный…)
— Отче наш
— Богородице (Богородице Дево, радуйся…, Достойно есть)
— на принятие св.воды и просфоры (Господи, да будет дар Твой святый…)

 

4) Церковное пение

Литург’ия — самое важное богослужение, во время которого совершается таинство Евхаристии (Причастие).

Автор Литургии — св. Иоанн Златоуст.

Иные церковные авторы —
св. Иоанн Дамаскин
св. Иоанн Кукузель
св. Роман Сладкопевец
св. Косьма Маюмский
св. Кассия

Литургия делится на:
1) Литургию оглашенных
2) Литургию верных

Краткая схема Литургии оглашенных (до того места, где остановились на уроках)

1) Возглас + Великая ектения
2) Первый антифон
3) Малая ектения
4) Второй антифон
5) Гимн Иисусу Христу (Единородный Сыне)
6) Малая ектения
7) Третий антифон (Заповеди блаженств)
8) Малый вход с Евангелием
9) Пение тропарей и кондаков
10) Пение Трисвятого (Святый Боже, Святый Крепкий…)

Анти’фон — это песнопение, исполняемое попеременно двумя хорами.

Ектени’я — молитвенное прошение.
Виды прошений:
1) Ектения великая (12 прошений, после каждого поётся «Господи, помилуй» один раз)
2) Ектения малая (3 прошения, после каждого поётся «Господи, помилуй» один раз )
3) Сугубая (тройная, т.е. «Господи, помилуй» поётся сразу трижды на каждое прошение)
4) Просительная (на каждое прошение поётся «Подай, Господи»)
5) Заупокойная

Троп’арь — краткое молитвенное песнопение о празднике или святом.

Конд’ак — более подробное молитвенное песнопение о празднике или святом (приложение к тропарю).

Сценарий рождественского спектакля «12 месяцев»

Действующие лица:

Действие 1 «Во дворце»

1. Принцесса – Василиса Пермякова
2. Профессор – Дмитрий Шишкин
3. Канцлер – Анна Карпова
4. Придворная дама 1 – Оливия Овчинникова
5. Придворная дама 2 – Аксинья Кондратенко
6. Придворная дама 3 – Мария Фролова
7. Придворная дама 4 – Ева Костючик
8. Придворная дама 5 – Варвара Кулебякина
9. Стражник – Захар Кожанов
10. Придворный кавалер 1 – Владимир Ханин
11. Придворный кавалер 2 – Владимир Игумнов
12. Придворный кавалер 3 – Лаврентий Немцев

Действие 2 «В избе»

15. Мачеха – Василисса Немцева
16. Дочь – Вероника Шам
17. Падчерица – Ксения Павелецкая

Действие 3 «В лесу»

18. Снежинки = придворные дамы
19. Месяц-серебряный рожок – Варвара Кулебякина
20. Снегирь – Дмитрий Ханин
21. Синичка – Пелагия Немцева
22. Заяц – Александра Подласова
23. Заяц младший – Яна Транковская
24. Белка – Даша Красилова
25. Белки младшие – София Смирнова, Лида Соколова
26. Лисичка – Тоня Кожанова
27. Медвежонок – Мария Карпова
28. Волчок — Тихон Немцев 

Действие 4 «У костра»

29. Декабрь – Анна Карпова
30. Январь – Марк Овчинников
31. Февраль – Влад Кожанов
32. Март – Полина Транковская
33. Апрель – Лаврентий Немцев
34. Май – Владимир Ханин
35. Июнь – Арсений Корабельников
36. Июль – Владимир Круглов
37. Август – Георгий Похожаев
38. Сентябрь – Захар Кожанов
39. Октябрь – Владимир Игумнов
40. Ноябрь – Анастасия Соколова
41. Скворец – Владимир Ханин
42. Подснежники (10) – Оливия Овчинникова, Аксинья Кондратенко,
Варвара Кулебякина, Мария Карпова, Полина Транковская,
Анастасия Соколова, Мария Фролова, Ева Костючик, Пелагия Немцева, Антонина Кожанова

Действие 5 «Подснежники во дворце»

Принцесса, профессор, придворные дамы, мачеха, дочь, падчерица, стражник.

Действие 6 «Настоящее чудо – это Рождество»

12 месяцев
43. Рождественская звезда – Аксинья Кондратенко
44. Пресвятая Мария – Варвара Кулебякина
45. Пастух 1 – Дмитрий Ханин
46. Пастух 2 – Мария Карпова
47. Мудрец 1 – Лаврентий Немцев 
48. Мудрец 2 – Арсений Корабельников 
49. Мудрец 3 – Владимир Круглов 
50. Ангел 1 – София Смирнова
51. Ангелы малые – Антонина Кожанова, Пелагия Немцева,
Яна Транковская, Лида Соколова, Тихон Немцев
 

 

ДЕЙСТВИЕ  1

Во дворце

Выходят принцесса, профессор, придворные дамы по очереди.
Урок у принцессы.

Принцесса: Травка зе-не-ле-ет,
                        Сол-ныш-ко блИс-тит (пишет с ошибками).
Профессор: Ласточка с весною
                       В сени к нам летит!
Принцесса: Ненавижу я писать!
                       Разорву сейчас тетрадь!
Профессор: Потерпите же, хоть малость
                        Строчка лишь одна осталась.

Входит Канцлер с бумагой в руках и низко кланяется.

Канцлер: Доброе утро, ваше величество!
                    Не хотел бы вам мешать.
                    Но прошу вас очень быстро
                    Три указа подписать!
Принцесса: Хорошо! (берёт бумагу). Так-так, читаю…
                       Ничего не понимаю…. (пожимает плечами и протягивает бумагу обратно)
Канцлер: Здесь Вам надобно решить –
                   Казнить или помилованным быть.
Принцесса (показывает на пальцах по слогам слова):
                     «Каз-нить», «по-ми-ло-вать»
                      Напишу «казнить» — короче (Подписывает).
                       Ах, устала, нету мочи.

Канцлер кланяется и уходит.

Профессор: Что вы сделали? О Боже!
Принцесса: Ах, опять Вы всё про тоже!
                       В чём ошибка? «Кознить» что-ли?
Профессор: Ах, принцесса! Ваша воля!
                        Но, не подумав, вы решили,
                        И человека погубили.
Принцесса: Думать, думать я должна,
                        Можно так сойти с ума!
                        Ваш урок мне надоел,
                         Без того хватает дел.
                        Вы меня развеселите
                        Что-нибудь мне расскажите.
Профессор (задумывается): Если будет вам угодно
                                                         Месяцев 12 ровно.
                                                         Составляют целый год.
                                                         И у всех них свой черёд
                                                         Только лишь один уходит,
                                                         Сразу же другой приходит.
                                                         Раньше брата Января
                                                         Вы не ждите Февраля.
                                                         Раньше Августа – Сентябрь,
                                                         Раньше Октября – Ноябрь
                                                         Не приходит никогда.
Принцесса: Фу, какая ерунда! (смотрит в окно)
                       Надоела мне метель,
                       Я хочу, чтоб был Апрель.
Профессор (разводит руками): Вы не властны над природой,
                                                               Занимайтесь лучше модой.
Принцесса: Я могу издать закон!
                       Ну, а вас я вышлю вон!
                       Принесите мне печать.
Профессор: Вы позволите сказать?
                        Месяцы нам все нужны:
                        Дарит нам Февраль – блины!
                        Дарит нам грибы – Октябрь,
                        Ёлку дарит нам декабрь.
                        В марте ручейки бегут,
                        А подснежники цветут,
                        Если за окном апрель,
                         И везде звенит капель…
                         Принцесса. Я подснежники люблю,
                         Посему я повелю… (задумывается)
                        Где моё перо? Пишите! (шепчет на ухо, пишет профессор)
                        Канцлер! Мне печать несите! (канцлер вносит печать)
                        Ставьте вот сюда, сюда!
                        Всем спасибо, господа!

Все уходят.
Звучат фанфары. Выходят стражник и канцлер, за ними дамы и кавалеры.

Канцлер: Под праздник новогодний
                      Послушайте приказ:
                      Пускай цветут сегодня
                      Подснежники у нас.
                      Ручьи бегут в долину,
                      Зиме пришёл конец.
                      Подснежников корзину
                      Несите во дворец.
                      Нарвите до рассвета
                      Подснежников простых,
                      И вам дадут за это
                      Корзину золотых!

 Придворная дама 1: Солнце ярче засияет?
                                              И отступят холода?
                                              Неужели на свиданье
                                              В январе придёт весна?
Придворная дама 2: Защебечут снова птицы?
                                             С крыш закапает капель?
                                             Ну скажите, разве можно,
                                             Чтоб зимой пришёл апрель?
Придворная дама 3: Вся природа оживится?
                                             Мы увидим ручейки?
                                             На проталинах январских
                                             Как появятся цветы?
Придворная дама 4: Как ручьи сбегут в долину?
                                              Как зиме придёт конец?
                                              Кто подснежников корзину
                                              Принесёт к нам во дворец?!!
Придворная дама 5: Ах, дамы дорогие,
                                              Мир так непредсказуем!
                                             Вот наши кавалеры –
                                            Давайте потанцуем!

Придворные дамы и кавалеры танцуют вальс.

Кулисы закрываются. Смена декораций.

 

 

ДЕЙСТВИЕ 2

В Избе

Кулисы закрыты.

Падчерица (поднимаясь из зала с левой стороны) подметает и поёт песню

Падчерица: В небе морозном снежинки кружатся,
                            Вальсом зимы к нам летят
                           И белоснежным ковром ложатся,
                           В золоте солнца блестят.
Припев: Расписал мороз окошки
                 Холодом стужи своей.
                 В рамке студёной след детской ладошки
                 В свете гирлянд и огней.
Праздник Христова Рождества –
Праздник любви, тепла, добра!
И пусть под ёлкой у людей
Будут подарки для детей!
                Там, где печаль, будем сеять мы радость.
                 Ну, а во тьме будем сеять мы свет.
                 Вера заменит сомнения, слабость,
                В мире, дай Бог, чтобы жил человек!

Падчерица: Скоро Рождество Христово.
                           В доме нашем всё готово!
                           Чистый пол и свечка тлеет,
                           Только печка слабо греет.
                          В лес за хворостом схожу
                         И вязанку принесу.

Надевает полушубок, платок, уходит по ступенькам влево.
Кулисы открываются. Мачеха и дочка перебирают корзины. Танец.

Дочка: Две корзинки я нашла:
                Эта вот – совсем мала.
                А вот эта подойдёт,
                Много золота войдёт!
Мачеха: Будешь в золоте ходить
                    И на золоте есть-пить.
                   Лишь осталось нам цветочки
                   Для принцессы раздобыть.
Дочка: А вдруг сейчас они растут?
                Под сугробами цветут…
                 Может сходишь ты в лесок
                 Поискать весны цветок?
Мачеха: И тебе меня не жаль?
                   Чтоб я шла в такую даль?!!!
Дочка: Ради золота – ничуть (мачеха плачет),
                 Ну, дай тебе слезу смахнуть…. (падчерица приобнимает)
                 В лес отправлюсь Я искать
                 Помоги одеться, мать!
Мачеха: Видно, дочка, ты больна?
                    За окном метель и тьма.
                    Ничего ты не найдешь,
                    Лишь замёрзнешь, пропадёшь!
Дочка: Коли мне идти нельзя, пусть идёт сестра моя!
Мачеха: Доченька, а ты права!
                   Вот что значит – голова!
                   Коль она цветы найдёт
                   И в лесу не пропадёт,
                   Мы подснежники снесём
                   И на праздник попадём!
                   Коль замерзнет, знать, судьба,
                   Одно слово – сирота (хлопают друг друга по ладошкам).

Падчерица приносит дрова, кладёт около печки,
снимает полушубок, греет руки.

Дочка: Ну, согрелась? Одевайся,
                Снова в лес ты отправляйся.
                Там подснежники найдёшь
                И в корзинке принесёшь.
Падчерица: Что-то я не поняла,
                           Видно шутишь ты, сестра?
                           Страшно выйти за порог,
                           Кружит вьюга, валит с ног!
                           Темень, холод во дворе,
                          Нет цветочков в январе.
Мачеха: Дочка верно всё сказала,
                   Про указ ты не слыхала?
                   Кто подснежники найдёт,
                   Во дворец их принесёт,
                   Будет щедро награждён –
                   И на праздник приглашён.
Падчерица: Мне награда не нужна!
                           Лишь хочу я быть жива!
Мачеха: Вот корзина, на, ступай!
                   И к утру не опоздай!
                  Лучше под ноги смотри,
                  Без цветов не приходи!

Падчерица вздыхает, надевает полушубок, берёт корзину, уходит.
Мачеха с дочкой играют в ладушки, пьют чай с пирогами,
чокаются чашками. Кулисы закрываются.

 

 

ДЕЙСТВИЕ 3

В лесу

Кулисы закрыты. Из треугольника кулис по очереди «вылетают» снежинки, последняя — падчерица.

Она идёт по лесу. Снежинки на пути.
Вентилятор со снегом.

1 снежинка: Мы белые снежинки,
                            Летим, летим, летим.
                           Дорожки и тропинки
                           Мы все запорошим.
2 снежинка: Танцуем над полями,
                            Ведём свой хоровод,
                            Куда, не знаем сами,
                            Нас ветер понесёт.
3 снежинка: Деревья побелили,
                             И крыши замели,
                            Но землю своим бархатом
                            От стужи сберегли.
4 снежинка: Снежинки-балеринки,
                            Танцуем день и ночь,
                            Мы нежные пушинки,
                            Кружиться мы не прочь!
Месяц-рожок: На тёмном небе месяц –
                                 Серебряный рожок
                                 Собрал снежинок-звёздочек
                                 Под Рождество в кружок!

Кулисы открываются. Танец снежинок и месяца-рожка.

Падчерица: Ой, как холодно в лесу,
                            Ну, куда же я пойду?
                            Где ж подснежников корзину
                            Я принцессе соберу?
                            Вот пенёчек, отдохну
                            и немножко подремлю (садится на пенёк).

Появляются снегирь и синичка. Танец.

Снегирь: И кто говорит, что я – хвастунишка?
                    Вы только взгляните на эту манишку!
                    Все знают давно, что мы – снегири –
                     Для грудки своей взяли цвет у зари!
Синица: Меня захотел удивить ты? Синицу?
                    Красная грудка – нашёл чем хвалится!
                    Смотри хорошенько, мой жёлтый жилетик
                    В морозную стужу как солнышко светит!
Падчерица (проснувшись): Зачем спорят птицы – снегирь и синица?
                                                          И крыльями машут,
Синичка: Я – краше!
Снегирь: Я – краше!

Падчерица: Ваши пёрышки светят на солнце огнями!
                            Я смотрю из окна на них целыми днями.
                           Я любуюсь, когда собираетесь в стаи,
                            Все птицы прекрасны, я вас уверяю!

Снегирь и синичка обнимаются, встают по бокам от падчерицы.
Выбегает заяц, танцует.

Заяц: Целый день трещит мороз.
              Мёрзнут лапки, мёрзнет нос!
              Если я не поиграю,
              Отморожу куцый хвост!
Выбегают белки.
              Как я рад вас видеть, белки
              Будете играть в горелки?
Белка: Здравствуй, зайчик! Нам ответь: Кому первому гореть?

Выбегают лисичка, младший заяц, медвежонок.

Животные вместе: Косой! Косой! Не ходи босой!
                                            А ходи обутый, лапочки закутай.
Белка: Если будешь ты обут,
                Волки зайца не найдут,
Медвежонок: Не найдёт тебя медведь,
                               Выходи – тебе гореть!

Игра в горелки, снегирь и синичка тоже участвуют,
животные убегают в разные стороны.
Грустный заяц садится рядом с Падчерицей, она его жалеет.

Падчерица: Милый зайчик, не грусти,
                           Что шустрых белок упустил!
                            Хочешь вместе поиграем:
                           Я загадки загадаю!

Возвращаются снегирь, синичка, белки, лисичка, медвежонок, мл. заяц.

Падчерица:

1) Всех зверей она хитрей,
Шуба рыжая на ней (лисичка красуется).
2) На овчарку он похож,
Что ни зуб, то острый нож! (волк рычит)
3) Хозяин лесной
Просыпается весной (медвежонок кланяется).
4) По веткам скачет да не птица,
Рыжая, а не лисица! (белочки подпрыгивают).
5) Летом – серый, зимой – белый (зайцы кружатся).

Заяц: Девочка, ты кто, скажи,
             Что здесь делаешь в глуши?
Синичка: И зачем ты в лес пришла?
                      С собой корзинку принесла…
Падчерица: Мне б подснежников найти,
                            Не встречались вам в пути?
Снегирь: Что? Подснежники зимой?
                     Ты смеёшься надо мной?
Заяц: Те цветы цветут в апреле,
              А сейчас зима, метели.
Белка: На это время не теряй,
               Лучше с нами поиграй!
Падчерица: Я не по своей тут воле,
                           В лес пришла я поневоле,
                            Мачеха меня послала,
                           Подснежники искать сказала (чуть не плачет).
Заяц: В беде тебе я помогу!
              Я отведу тебя к костру,
              Где братья-месяцы сидят
              И чудеса в лесу творят!

Синичка: Вижу, огонёк мерцает,
                     Словно звёздочка сияет!

Хором: Поспешим скорей к нему
                  К новогоднему костру!

Кулисы закрываются. Все водят хоровод,
спускаются слева по ступенькам и уходят.

 

 

ДЕЙСТВИЕ 4

У новогоднего костра

Кулисы открываются (сначала краешек). Вокруг костра стоят месяцы, поют песню.

12 месяцев: Гори, гори, ярче –
                           Лето будет жарче,
                           А зима теплее,
                           А весна милее!
Припев: Гори, гори ясно,
                  Чтобы не погасло.
                  Гори, гори с треском,
                  Пусть по перелескам,
                  Где сугробы лягут
                  Будет больше ягод.
Пусть несут в колоду
Пчёлы больше мёду.
Пусть в полях пшеница
Густо колосится.

Выходят падчерица и Заяц. Держатся за руки.

Падчерица: Добрый вечер! Разрешите
                            Мне погреться у костра?
                            Я замёрзла очень сильно,
                            Ночь сегодня холодна.
Февраль: Здравствуй! Здравствуй!
                      Кто такая?
Май: Я её отлично знаю!
Ноябрь: То у проруби встречаю.
Июнь: То несёт вязанку дров.
Сентябрь: То корзинку для грибов.
Июль: То по ягоды придёт.
Август: Весела, всегда поёт.

Январь: Ну а нас-то ты узнала?

Падчерица: Разве прежде вас встречала?
                            Вас 12, да, но всё же…
                            На апостолов вы не похожи….
                             Хоть и ночь идёт святая,
                            Но боюсь, что вас не знаю….

Март: Мы сейчас себя покажем
              И чуть-чуть о нас расскажем!

Заяц усаживается на пенёк.

Январь (с посохом): На морозе от зари
                                          Заалели снегири.
                                          Эй, мороз, сильней ударь,
                                          Начинает год …
Падчерица: Январь!

Февраль (со снегом): Я то снегом засыпаю,
                                            То я с солнышком играю,
                                            Холодов для вас не жаль
                                            А зовут меня …
Падчерица: Февраль!

Март (с колокольчиком): Пригрело солнце крыши,
                                                    И капли птицам в лад,
                                                    Прислушайся, услышишь,
                                                    Весь день-деньской звенят (звенит колокольчиком)
                                                    Ручьи бегут быстрее,
                                                    И всяк погоде рад
                                                    И солнце всё теплее
                                                    Встречает месяц…
Падчерица: Март!

Апрель (с ландышами): Мишка вылез из берлоги,
                                               Грязь и лужи на дороге,
                                               В небе жаворонка трель —
                                                   В гости к вам пришел …
Падчерица: Апрель!

Май (с цветущей веточкой и птичкой на веточке): Зеленеет даль полей,
                                                                                             Запевает соловей.
                                                                                             В белый цвет оделся сад,
                                                                                             Пчёлы первые летят.
                                                                                             Гром грохочет. Угадай,
                                                                                             Что за месяц я?
Падчерица: Ты – Май!

Июнь (с веточкой земляники): Меня зовут «румянец года»,
                                                              Со мной – отличная погода,
                                                              Праздник есть «Солнцеворот»,
                                                              В это время — поворот:
                                                              Солнце на зиму пошло,
                                                              Лето на жару пришло.
                                                              Зацветает в поле колос,
                                                              Подаёт кузнечик голос.
                                                              Созревает земляника —
                                                              Что за месяц я, скажи-ка?
Падчерица: Июнь!

Июль (корзина с ягодами): В жаркий, знойный, душный день,
                                                        Каждый ищет себе тень.
                                                        Началась косьба хлебов,
                                                        Время ягод и грибов.
                                                        Дни мои — вершина лета.
                                                        Самый жаркий месяц это!
Падчерица: Июль!

Август (букет из разных колосьев): Месяц мой – пора забот,
                                                                      И уборочных работ,
                                                                      Называют «лёнорост»,
                                                                       Припасает зиме холст.
                                                                      Все делают запасы
                                                                      И празднуют три Спаса:
                                                                       Ореховый, Медовый
                                                                      И Яблочно-фруктовый!
Падчерица: Август!

Сентябрь (с астрами или гладиолусами): Я за августом иду,
                                                                                   Осень тёплую веду,
                                                                                   Бабье лето зазываю.
                                                                                   Деток в школу отправляю
                                                                                   Кружит, кружит листопад,
                                                                                   Золотом покрылся сад.
                                                                                   C севера на юг земли
                                                                                   Потянулись журавли.
Падчерица: Сентябрь!

Октябрь (с жёлтыми листьями): Всё мрачней лицо природы,
                                                                  Почернели огороды,
                                                                  Оголяются леса,
                                                                  Смолкли птичьи голоса,
                                                                  Листья кружат с ветерком,
                                                                  Укрывают всё ковром,
                                                                  Мишка в спячку завалился.
                                                                  Что за месяц к вам явился?
Падчерица: Октябрь!

Ноябрь (со снежинкой): Природа скинула наряды,
                                                Стоят деревья без листвы,
                                                Седые, плотные туманы,
                                                С моим месяцем пришли!
                                                Падает то дождь, то снег.
                                                Льдом сковало воды рек.
                                                Мёрзнет в поле озимь ржи.
                                                Что за месяц я, скажи?
Падчерица: Ноябрь!

Декабрь (с ёлочкой): У меня полно забот –
                                            Как всё успеть – не знаю!
                                            Я провожаю старый год
                                            И Новый Год встречаю!
Падчерица: Декабрь!

Танец месяцев, падчерицы, зайца

Ноябрь: Всех ты, дЕвица, узнала!
                 Ой, наверно, ты устала?
Декабрь: Что ж ты, ну-ка, не стесняйся,
                      К огню ближе придвигайся.
                      Что ты делаешь в лесу?
Падчерица: Я подснежники ищу.
Июнь: Ну за шишками, дровами…
                Но зимою за цветами?
Октябрь: Не соскучишься с тобой,
                      Зацветут они весной.
Падчерица: Меня мачеха послала,
                            И к тому же приказала,
                            Без цветов не возвращаться,
                            Лучше мне в лесу остаться.
Декабрь: Что ж ты ждёшь, Апрель? Давай!
                     Твоя гостья, принимай!
Апрель: Брат Январь, мне помоги,
                   На час время уступи.
Январь: Я помочь, конечно, рад,
                Но ещё Февраль и Март.
Февраль: И я, пожалуй, уступлю!
Март: Спорить, братцы, не люблю.

Январь: (ударяет посохом) Не трещите, морозы,
                                                       В заповедном бору.
                                                       У сосны, у берёзы
                                                      Не грызите кору!
                                                      Полно вам, вороньё замораживать,
                                                      Человечье жильё выхолаживать!
Посох берёт Февраль.

Февраль: Ветры, бури, ураганы,
                      Не дуйте, что есть мочи!
                      Вихри, вьюги и бураны,
                      Успокойтесь к ночи!
                      Не трубите больше громко,
                      Стельтесь над землёю.
                      Пусть уснёт позёмка
                      Белою змеёю!

Посох берёт Март.

Март: Снег теперь уже не тот –
               Потемнел он в поле,
               На озёрах треснул лёд,
               Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше
Зачирикал воробей
Веселей по крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Свесились серёжки.

Посох берёт Апрель.

Апрель: Разбегайтесь вы, ручьи,
                   Растекайтесь, лужи
                   Вылезайте муравьи,
                   После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.

Появляются две девочки-подснежники.
Вылетает скворец.

Скворец: Зиме – конец, летит скворец!
                     И громко напевает:
                     Идёт весна красна, ясна,
                     Смотрите, как всё тает!

Апрель (падчерице): Ты время попусту не трать,
                                           Подснежники спеши собрать!
                                           Нам подарили только час
                                           Нас братья ждут.
Падчерица: Бегу, сейчас! (берёт девочек-подснежников за руку, убегают)

Месяцы величаво разводят руками, делают 4 шага назад,
как бы уступая время весне, и уходят.
Заяц и скворец уходят с ними.

Танец подснежников.
В конце танца «подснежники» складывают цветы в корзину падчерице.
Подснежники уходят, выходят 12 месяцев и падчерица.

Падчерица (кланяется месяцам): Низкий Вам поклон земной,
                                                                     Не прошли вы стороной!
                                                                     Время вы мне уступили
                                                                     И цветочки подарили!
Август: Вот прими ещё колечко!
                 Прямо к этому местечку
                 Приведёт тебя оно,
                 Но есть правило одно:
                 К нам одна ты приходи,
                 Про нас ни с кем не говори!
Октябрь: Кольцо в метель тебя согреет,
                     С ним путь в ночи всегда светлеет.
                     В секрете ты его держи –
                     И никому не говори!

Падчерица делает знак, что не скажет.

Февраль: Пусть помог тебе Апрель,
                     Но мы сейчас вернём метель,
                     Вот ещё тулуп прими,
                     Чтоб не страшилась ты зимы.
Июль: Прощай! Колечко береги,
               Как искру от костра, храни!
Падчерица (кланяется месяцам): Спасибо за помощь!
                                                                       Спешу возвращаться!
                                                                        И вас не забуду я, милые братцы!
Апрель: Помогли мы тебе не за слабость,
                   Не за твою красоту,
                   Даришь людям тепло ты и радость,
                   Излучаешь собой доброту!

Падчерица уходит, выходят все животные и птицы, поют песню о доброте.

Хором: Доброта нужна всем людям
                 Пусть побольше добрых будет
                 Ну, а злой на что не взглянет –
                 Всё от злого взгляда вянет.
                  Говорят не зря при встрече:
                  «Добрый день!» и «Добрый вечер!»
                   И не зря ведь есть у нас
                   Пожеланье в добрый час.
Припев: Пожелаем всем в удел
                 Добрых слов и добрых дел,
                 Доброта она от века
                 Украшенье человека.
Много слов на свете разных
И сердитых и прекрасных,
Только сказка не нова –
Есть волшебные слова!
И слова простые эти
Знают взрослые и дети,
Те волшебные слова
Будем повторять всегда!

Все месяцы, кроме зимних, уходят.
Кулисы закрываются.
Декабрь, Январь и Февраль «возвращают зиму». Посох держит январь.

Декабрь: Вновь трещите, морозы,
                      В заповедном бору!
                      У сосны и берёзы,
                      Снег, покрой вновь кору!

Январь: Ветры, бури, ураганы,
                   Дуйте, что есть мочи!
                   Вихри, вьюги и бураны,
                   Разыграйтесь к ночи.

Февраль: В облаках трубите громко,
                      Взвейтесь над землёю.
                      Пусть бежит позёмка
                       Белою змеёю!

Хором: Вьюга белая – пурга,
                 Взбей летучие снега!
                 Кутай землю пеленой,
                 Перед лесом стань стеной!

 

 

ДЕЙСТВИЕ 5

Подснежники во дворце

Кулисы открываются. Выходят Принцесса, Профессор, придворные дамы.

Придворная дама 1: С Рождеством!
Придворная дама 2: И с новым счастьем!
Придворные дамы 3, 4, 5: Пусть минует Вас ненастье!

Принцесса: Праздник ваш не наступил!
                            Кто-то, кажется, забыл
                            Про последний мой указ?
                            Повторяю ещё раз:
                            Без подснежников январь
                            Не наступит.
Профессор: Очень жаль,
                           Но цветы не принесут;
                           Лишь весной они цветут.

Входит стражник: Ваше Величество!
                                          Принесли сейчас нам весть,
                                         Что подснежники уж здесь.
Дамы: Как? Где? Неужели?
Принцесса (стражнику): Что же Вы столбом стоите?
                                                    В зал доставить прикажите!

Входят мачеха и дочка с корзиной подснежников. Их вводит стражник. Кланяются.
Принцесса подбегает, снимает платок с корзины.

Принцесса: Значит, вот цветок какой
                           Ты, подснежник, милый мой! (берёт один цветок, любуется)
Профессор: Я глазам своим не верю,
                           От них апрелем свежим веет!

Мачеха и дочка усердно кивают.

Дочка: Мы в лесу цветы нарвали.
Мачеха: Под сугробами искали.
Принцесса (Профессору): Оказалась я права!
                           (Дамам): Рождество встречать пора!
                                              По цветочку разбирайте.
                                              И впредь приказы уважайте!

Дамы показывают друг другу цветы, профессор удивлённо рассматривает,
мачеха с дочкой переминаются с ноги на ноги, ожидая оплаты. 

Принцесса (стражнику): А! Заплатите им за труд,
                                                   Пусть им деньги принесут!

Стражник выносит такую же корзину с золотом и отдаёт мачехе.

Мачеха: Благодарствуем, принцесса!
                   После испытанного стресса
                   Это плата хороша!
Дочка: У меня поёт душа!

Принцесса (дочке и мачехе): Вы нам лучше расскажите,
                                                             Где подснежники нашли?

Дочь и мать смотрят друг на друга.

Мачеха: Что ж молчишь ты, моя дочка?
Дочка: Ты, мамаша, говори! (пошептались меж собой)
Мачеха: Сквозь сугробы пробирались,
                    На полянке оказались.
                    Там зелёная трава.
                    В ручейке журчит вода.
Дочка: Птички разные поют.
                 И подснежники цветут!
Профессор: А грибы там тоже есть?
Мачеха: Ягод и грибов не счесть!
Дочка: Озеро в серёдке леса,
                 Но не мёрзнет в зимний месяц!
                  Уточки кругом плывут,
                 А на бережке цветы растут!
Мачеха: Пёстрый там ковёр цветёт,
                    Мягкий мох кругом растёт.
                    И цветочки, и грибочки,
                    И зелёные листочки!

Танец мачехи и всего двора под «Камаринскую».

Принцесса: Вы ступайте снова в лес,
                            Где полно таких чудес!
                            Принесите земляники,
                            И орехов, и черники!
Профессор: Такого просто не бывает!
                           Земля всё сразу не рождает,
                           Всему приходит свой черёд,
                           Кто знает, тот меня поймёт!
Принцесса: Принцесса я иль не принцесса!
                           Приказываю, чтоб из леса
                           К столу нам ягод принесли,
                           Грибов и яблок, слив лесных!
                           Корзину с золотом оставьте,
                           Вернётесь – две вам дам, представьте!
                           Дары природы принесёте,
                           Корзины обе заберёте.
Мачеха: Не губите нас напрасно!
Принцесса: Что такое? Вам не ясно?
                            Разве я прошу так много?
Мачеха: Далека туда дорога.
                   Нам ещё раз не дойти!
Дочка: Ой, замерзнем мы в пути!
Принцесса: Это что ещё за шутки?
                           Принесите им по шубке!
Обе: Так не мы цветочки рвали.
           Мы неправду вам сказали!
Профессор: Кто нарвал их, коль не вы?
Принцесса: Не сносить вам головы!
Мачеха: Падчерица там была
                   И подснежники нашла.
Принцесса: Значит, в лес её послали,
                           А сюда с собой не взяли?
Дочка: Так она всего боится.
Мачеха: И упрямая девица.
Принцесса: Падчерицу приведите!
                           Двух под стражу посадите!

Стражник встаёт рядом с мачехой и дочкой. Профессор приводит падчерицу.

 Принцесса: Мне мамаша рассказала,
                            Ты подснежники сыскала? (падчерица делает поклон)
                            Что ты хочешь, расскажи?
                            И полянку покажи,
                            Где растёт такое чудо,
                            Что зимой из ниоткуда
                            Появляются цветы
                            Небывалой красоты.
Профессор: Вот и я хотел бы знать,
                           Ведь такому не бывать!
                           Как растёт зимой черника,
                           Голубика, ежевика?
                           Где растёт зимой трава,
                           В ручейке журчит вода?
Падчерица: Я прошу о снисхождении,
                           Королевском извинении,
                           Но в лес я больше не пойду,
                           Боюсь, друзей я подведу!
Принцесса: Может быть и подведёшь,
                          Но ты ответственность несёшь
                          За жизнь, здоровье тех двоих –
                          Как-никак, тебе родных!
Падчерица: Что будет мачехой, с сестрицей?
Принцесса: Да не долго им томится,
                           Завтра на кол посажу!
Падчерица: Ах, принцесса, я прошу:
                           Пусть по-прежнему живут,
                           Что посеют – то пожнут…
                           Так и быть, Вас в лес сведу,
                           И полянку покажу.

Мачеха с дочкой облегчённо вздыхают, принцесса и дамы потирают ладошки, профессор изображает удивление.

Падчерица (поднимает высоко колечко, восклицает):
Ты веди меня, колечко,
К заповедному местечку!
Все вы знаете: в году
Месяцев – двенадцать,
Но нигде и никогда
Им не повстречаться.
Но сегодня, в Рождество,
Я братьев повстречала
И у зимнего костра
Всех вместе увидала.

Кулисы закрываются.

 

ДЕЙСТВИЕ 6

Настоящее чудо – это Рождество

Кулисы закрыты, выходят три зимних месяца.

Январь: Собирайтесь, звери, в стаю,
                   Мы вас всех пересчитаем.

Под музыку выбегают животные.

Декабрь: Серый волк. Лиса. Синичка.
                     И зайчата-невелички.
Февраль: Вот снегирь, а вот и белки
                     И другой народец мелкий.
                     Галок, соек и ворон
                     Ровным счётом миллион!
Январь: Будем Рождество встречать,
                   Светлый праздник отмечать!
Белка: Ах, как красивы наши ёлки,
                Снежинки радостно блестят!
                А серебристых льдинок сколько,
                Наверно, больше, чем зверят!
Заяц: Все вместе с нами веселятся,
             Зима любуется на нас!
             Мы с Рождеством всех поздравляем!
             Ну, праздник, в добрый светлый час!

Появляется скворец.

Скворец: Все дела свои забросьте,
                     В лес идёт принцесса в гости,
                     С ней учитель, дамы, слуги
                     И наша девочка-подруга!

Февраль: Что случилось? Поспешим,
                      С девочкой поговорим!

Кулисы открываются.

Принцесса, учитель, дамы (кроме Аксиньи и Вари), месяцы (кроме Лаврентия, Арсения и Вовы К.) уже стоят.

Ноябрь: Как хорошо, что на полянке
                   Мы снова встретились с тобой!
                  Так быстро встречи мы не ждали,
                  Ты вновь пришла в мороз зимой!
Октябрь: Только, вижу, не одна
                     В этот раз ты к нам пришла….
Падчерица: Я прошу меня простить,
                           Но принцесса ведь казнить
                           Повелела мать, сестру,
                           Если к вам не приведу!
Декабрь: Здравствуй, девица-царевна!
Март: С Рождеством Вас, королевна!
Сентябрь: Отчего ты зла, сердита
                        И зачем с тобою свита?
Принцесса: В лес явились мы за чудом,
                           Поглядеть, зимой откуда
                           Появляются цветы
                           И орехи, и плоды?
Январь: Ах, ну разве это диво?
                   Братьям это всё под силу!
                    Выше названных чудес –
                   Что Господь сошёл с небес!
Профессор: Это Вы про Рождество?
Февраль: Да, про мира торжество!
Придворная дама 1: Расскажите, как всё было?
Придворная дама 2: Чудо как происходило?

Музыка и стихи под музыку.

Август: В эту ночь Земля была в волнении:
                 Блеск большой, диковинной звезды
                 Ослепил вдруг горы и селенья,
                 Города, пустыни и сады.
Сентябрь: А в пустыне наблюдали львицы,
                       Как, дарами дивными полны,
                       Двигались бесшумно колесницы,
                      Важно шли верблюды и волхвы.
Октябрь: И в челе большого каравана,
                     Устремивши взоры в небосклон,
                     Мудрецы в затейливых тюрбанах
                     Ехали к кому-то на поклон.
Ноябрь: А в пещере, где всю ночь не гасли
                   Факелы, мигая и чадя,
                  Вдруг ягнята увидали в яслях
                  Спящее прекрасное Дитя.
Декабрь: В эту ночь вся тварь была в волнении,
                     Пели ангелы в полуночной мгле,
                     Возвещая всем благоволенье,
                     Наступленье мира на земле.
Январь: Ещё звезда та не погасла,
                   И вновь заря сияет та,
                  Что озарила миру ясли
                 Новорождённого Христа!
Февраль: О да, то были времена чудес,
                     Сбывалися слова пророка,
                     Сходили Ангелы с небес.
                     Звезда сияла над Востоком.
Март: Мир искупленья ожидал –
              И к бедным яслям в ту пещеру,
              Пришли с поклоном пастухи
              И укрепились в своей вере.
Май: Здесь Богородица не плачет, не скорбит,
            А улыбается — так трепетно и нежно,
           Что взгляд Её небесный говорит
           Лишь о любви, глубокой и безбрежной,
Звезда: И нет причин о чём-то горевать,
                 Пока горят пред образами свечи
                 И у вертепа Преблагая Мать
                 Нам дарит радость благодатной встречи!
Пастух 2: Ещё не спели петухи,
                      Как шли во поле пастухи,
Ангел 1: Между тем им стали зримы
                  В тёмном небе херувимы.
Пастух 1: В старом маленьком хлеву
                      Бог родился наяву,
                     Без порфиры и венца,
                     Там же, где спала овца.
Мудрец 1: Но помимо пастухов
                      Бог прислал ещё волхвов,
                      Мы внесли подарки мирно:
                      Ладан, золото и смирну.
Мудрец 2: Мы шли с восточной стороны,
                       Богу верные сыны,
                       Звезда вела нас невесомо
                       И повисла вдруг над домом.
Мудрец 1: Вышла встретить нас Мария
И сказала:
Мария: «Дорогие! Я прошу Вас, заходите,
                  Но Младенца не будите!»
Мудрец 3: Засияло всё вокруг!
                       В мир родился людям Друг!
                       Мы пришли в час торжества,
                      Непростого Рождества!
Ангел 1: Это было равно чуду,
                  Ощущаемому всюду!
Святая Мария: Благоухая расцветала
                                  Земля, тогда была весна.
                                  Пришла Марии весть благая,
                                  что Богом избрана она.
                                  Что быть ей Матерью ИИсуса — 
                                  Такую Ангел весть принёс.
                                  О том, что вскоре у Марии
                                  Родится наш Господь Христос.

Мудрец 1: Мы Рождество теперь справляем
                       И повторяем вновь и вновь:
                       Пусть в сердце вашем расцветает
                       Весна, и вера, и любовь!                            

 Все вместе поют песню о Рождестве

Много было в небе звезд
Тёплой ночью ясной.
Тихо спал Иисус Христос
На соломе в яслях.

Тихо спал, тихо спал Христос, на соломе в яслях

Дева-Мать, склонясь над Ним,
Нежно напевала,
Ночь мерцала золотым
Звездным покрывалом.

Ночь мерцала золотым, звёздным покрывалом, звёздным покрывалом.

Пели ангелы Христу,
Славили Рожденье,
В мир принёс Он красоту,
Веру по Спасенье!

В мир принёс Он красоту, веру по спасенье, веру по спасенье!

Все отходят назад, вперёд выходят принцесса с профессором, мачеха с дочкой и падчерица.

Мачеха: В день Святого Рождества
                    Начнём всё с белого листа!
Дочка: В день Святого Рождества
                Как это снег, душа чиста!
Вместе (падчерице): Ты за обиды нас прости
                                           Вину и злобу отпусти!
Падчерица: Пускай всё будет хорошо
                           Отныне на душе!
                            И радость выдастся большой
                            Улыбкой на лице!

Обнимаются

Принцесса (профессору): И я прошу у Вас прощенья
                                                      За строптивость, неученье,
                                                      Была я часто неправа
                                                      И всё из чувства баловства!
Профессор: Пусть обиды, огорченья
                           Улетают, как листва
                           Пусть войдёт прощенье в двери
                           В светлый праздник Рождества!

Обнимаются

Мачеха: Чудо, чудо совершилось!
                   Наше сердце изменилось!
Дочка: Стали мы добрей, пригожей,
Принцесса: Вам желаем мы того же!
Падчерица: Но выше названных чудес –
                           Что Господь сошёл с небес!
Хором все дети на сцене вместе: Поздравляем с эти днём!
                                                                         Поздравляем с Рождеством!!!

Финальная песня

ЯС: В небе морозном снежинки кружатся,
         Вальсом зимы к нам летят,
         И белоснежным ковром ложатся,
         В золоте солнца блестят.
Припев:
Расписал мороз окошки
Холодом стужи своей.
В рамке студёной след детской ладошки
В свете гирлянд и огней.

Праздник Христова Рождества –
Праздник любви, тепла, добра!
И пусть под ёлкой у людей
Будут подарки для детей!

Дети: Там, где печаль, будем сеять мы радость.
             Ну, а во тьме будем сеять мы свет.
             Вера заменит сомнения, слабость,
             В мире, дай Бог, чтобы жил человек!

 

О посещении занятий в новом учебном году

Уважаемые родители!

В Московском регионе по-прежнему сохраняется сложная эпидемиологическая обстановка, и действует ряд ограничительных мер, предписанных правительством Московской области.

Учитывая это, обязательным условием проведения занятий в Детском центре «Лествица» является соблюдение следующих правил:

Посещение ребёнком занятий без симптомов простудных заболеваний (насморк, повышенная температура, кашель, отсутствие обоняния/вкуса). Специалист центра имеет право не допустить ребёнка на занятие при наличии видимых признаков заболевания.

Доступ в помещение для занятий ограничен: дети передаются «с рук на руки» без входа родителей (их заместителей) в центр. Убедительная просьба не опаздывать и вовремя забирать ребёнка по окончании урока.

Итоги занятий, рекомендации и задания размещаются преподавателем в соответствующей группе whatsapp в конце рабочего дня. Все интересующие вопросы можно задать педагогу в личных сообщениях или в группе whatsapp.

Итоговые вопросы для зачёта по Родной речи

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ «РОДНАЯ РЕЧЬ»

 

Подраздел «Фонетика»

 

1. Буквы и звуки.

2. Алфавит. Расстановка слов по алфавиту. Слова на определённую букву алфавита. Слова с определённой конечной буквой. Произнесение слов по буквам и звуками.

3. Ударение в слове. 

4. Слог и слогоделение. 

5. Звуковой анализ слова. Характеристика гласных и согласных.

6. Метаграммы. 

7. Звуко-буквенная схема слова. 

8. Схема предложения. 

9. Типы предложений по интонации. 

 

Подраздел «Развитие речи» 

 

10. Текст: чтение и пересказ. Заголовок, вопросы к тексту. 

11. Описание иллюстрации. 

12. Описание предмета или явления. 

13. Скороговорки.

14. Загадки.

15. Пословицы.

16. Антонимы (противоположности).

17. Стихи и песни.

 

Подраздел «Письмо»

 

18. Пропись.

19. Посадка. Положение ручки и тетради. 

20. Ориентация на листе. 

21. Разлиновка тетради. 

22. Печатные и прописные буквы. 

 

 

 

 

 

Подраздел «Фонетика» 

1. Буквы и звуки.

Буквы – это знаки для записи звуков. Мы их видим и пишем. Букв — 33. Согласных — 21, гласных — 10, особых — 2.  
Буквы бывают:
1) печатные и прописные
2) заглавные и строчные
3) согласные и гласные (первого и второго ряда), особые

Звуки – это то, что мы слышим и произносим. Звуки бывают речевые и неречевые (шум ветра, тиканье часов, пение птиц, скрип двери).
Звуки бывают:
1) речевые и неречевые
2) согласные
3) гласные

2. Алфавит. 

Алфавит (азбука) – это полное собрание букв от А до Я, где каждая стоит на своём месте. 

Расстановка слов по алфавиту

1) определить первые буквы в словах

2) вспомнить место этих букв в алфавите и пронумеровать/записать слова 

3) если в словах первые буквы одинаковые, назвать вторые буквы в словах 

Называние слов на определённую букву алфавита: О — Осень, Облако и т.д.
Называние слов с определённой конечной буквой: Т — коТ, бегемоТ и т.д.

3. Ударение.

Ударение – это выделение одного из слогов в слове. Ударение всегда падает на гласный звук. Гласный звук ударного слога называется ударным (сильным).

 

4. Слог и слогоделение.

Слог – это элемент слова, который произносится на одном толчке воздуха.
В слове столько слогов, сколько в нём гласных. Слог может составить одна гласная. Слогоделение не следует путать с переносом слова.

 

5. Звуковой анализ слова.

Звуковой анализ слова – определение звуков в слове и их характеристика.

Согласные звуки бывают:
1) парные (Б/П, В/Ф, Г/К, Д/Т, Ж/Ш, З/С) и непарные (Й, Л, М, Н, Р – звонкие, Х, Ц, Ч, Щ – глухие)
2) твёрдые (перед гласными первого ряда и Ъ) и мягкие (перед гласными второго ряда и Ь)
Всегда твёрдые – Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие – Й, Ч, Щ.
3) глухие (состоят из шума) и звонкие (состоят из шума и голоса)

Гласные звуки бывают:
1) основные (6 шт – А, О, У, Э, Ы, И) и нулевые (Я, Ё, Ю, Е, т.к. таких гласных звуков нет, есть только такие буквы).
2) сильные (ударные) и слабые (безударные)
3) богатые (передают два звука, иначе называются «йотированные») и бедные (передают один звук)
«Богатыми» могут быть буквы второго ряда: Я, Ё, Ю, Е в трёх случаях:
1) в начале слова
2) после другой гласной
3) после мягкого знака
Буква И может передавать два звука только после Ь.

 

6. Метаграммы.
Метаграммы – слова, отличающиеся одной буквой.
Врач – грач, пень – день – лень, майка – чайка – зайка – лайка и т.д.

 

7. Звуко-буквенная схема слова.

Для составления схем используются 4 цвета:
красный для гласных,
синий для твёрдых согласных,
зелёный для мягких согласных,
жёлтый для звонких согласных.
«Богатые» гласные обозначаются двойным красно-зелёным цветом.
Ударение обозначается косой палочкой сверху.
Безударные гласные обозначаются точкой под ними.
Слоги обозначаются дугами/лодочками.

 

8. Схема предложения.

Составление схем предложений имеет целью научить ребёнка определять границы предложений, понимать смысловые пределы фразы. При составлении нужно помнить о большой (заглавной) букве в начале предложения и у имён собственных, а также следить за знаками препинания в конце (точка, вопросительный или восклицательный знак). Количество прямоугольников/чёрточек зависит от количества слов в предложении.

 

9. Типы предложений по интонации

1) Невосклицательное (повествовательное)
2) Вопросительное
3) Восклицательное

 

 

Подраздел «Развитие речи» 

10. Текст необходимо прочитать, озаглавить и кратко пересказать (при необходимости). Вопросы к тексту задаются согласно содержанию. 

11. Описание иллюстрации. По картинке можно составлять два вида рассказа: описание и повествование. 

Непосредственное описание — рассказ о внешнем виде людей, животных или характеристика предметов, действий. 

Сюжетное повествование — после внимательного рассмотрения нужно рассказать о случившемся по порядку, возможны предположения. 

 

12. Описание предмета или явления.

Предмет «стул» — что это? из чего сделан? какой он? как можно использовать?

Явление «дождь» — что это? когда и как происходит? зачем нужен? 

 

13. Скороговорки.

Собирала Маргарита маргаритки на траве,
Потеряла Маргарита маргаритки на дворе.

От топота копыт пыль по полю летит.

Слишком много ножек у сороконожек.

14. Загадки.

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (книга).

Кто над нами вверх ногами? (муха)

Без рук, без топорёнка построена избёнка (гнездо).

15. Пословицы.

Пословицы о дружбе
Старый друг лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Друг познаётся в беде.

Пословицы о труде
Терпенье и труд – всё перетрут.
Без труда не выловишь и рыбки из пруда.
Без труда нет награды.

Пословицы об учёбе
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Не стыдно не знать, стыден не учиться.
Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.

16 . Антонимы (противоположности). 
Антонимы – слова, имеющие противоположные значения.
Саша прилежный, а Паша ленивый.
Лиза гордая, а Соня уступчивая.
Костя смелый, а Петя трусливый.
Ваня зоркий, а Гриша близорукий.
Катина история лживая, а история Оли правдивая.
Не хорошо быть расточительным, хорошо быть бережливым.
Пусть богатый делится с бедным.
Молодые люди должны уважать пожилых (старых).
Не должно быть упрямым, следует быть послушным.
Плохо быть грубым, нужно быть вежливым.
Тяжело быть жестокосердным, лучше быть сострадательным.

17. Стихи. Песни.

Ребёнок должен уметь называть детские популярные песни и выразительно читать 1-2 стихотворения на свой выбор. 

 

Подраздел «Письмо»

18. Пропись. 
Пропись – это образец каллиграфического написания знаков для обучения письму.

19. Положение ручки и тетради.
Пальцы имеют положение, словно берём щепотку соли.
Для проверки приподнять указательный палец. Если ребёнок держит ручку правильно, то ручка будет удерживаться большим и средним пальцами (их ногтевыми фалангами).
Тетрадь должна лежать с наклоном 20-30 градусов.

20. Ориентация на листе. 

 У листа есть края. Правый и левый. Ближе к ребёнку – нижний край, а дальше от ребёнка – верхний край.

Ещё есть углы, их нужно посчитать.

Пусть ребёнок найдёт правую сторону листа. На правой стороне – один и другой правый угол. Угол вверху листа — это правый верхний угол, а внизу листа – это правый нижний угол.

Пусть ребёнок найдёт левую сторону листа. На левой стороне – один и другой левый угол. Угол вверху листа – это левый верхний угол, а внизу листа – это левый нижний угол.

21. Разлиновка тетради.

Выделение основной (рабочей) строки и вспомогательных (наклонных и надстрочных) линий, соблюдение равных интервалов (пробелов) и параллельности написания элементов и букв.

22. Печатные и прописные буквы.
Каждая буква имеет два вида начертания: печатное и прописное. Печатные буквы используются в книгах, на сайтах и так далее. Прописные буквы пишутся от руки, то есть являются рукописными.

Ребёнок должен уметь писать печатный и прописной вариант буквы. 

Итоговые вопросы для зачёта по арифметике

 

 

 

 

 

 

Рекомендованные знания по арифметике для будущих первоклассников. 

 

Раздел «АРИФМЕТИКА»

1. Цифры и числа. 

2. Римские и арабские цифры. 

3. Круглые, чётные и нечётные числа. 

4. Сложение, слагаемые, сумма. 

5. Вычитание. Уменьшаемое, вычитаемое, разность. 

6. Прямой и обратный счёт.

7. Однозначные и двузначные числа. 

8. Единицы и десятки.

9. Задача и её состав. 

10. Единицы измерения массы, длины, жидкости. времени, стоимости.

11. Линии: прямые, кривые, замкнутые. 

12. Луч. Отрезок. Числовой луч.

13. Геометрические тела и фигуры. Формы предметов. 

14. Углы: прямой, острый, тупой. 

15. Календарь. Время и часы. Обозначение времени. 

 

 

Краткие ответы на вопросы: 

 

Цифры и числа.
Цифры – знаки для записи чисел, знаков десять — от 0 до 9.
Число – понятие в математике для обозначения количества. Числа записываются с помощью цифр.

 

Римские и арабские цифры.
Римские цифры – цифры, которыми пользовались древние римляне: I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII, IX, X.
Арабские цифры – знаки, которые распространили арабы: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

 

Круглые, чётные и нечётные числа.
Круглые числа – оканчиваются на ноль.
Чётные числа – можно разложить на две части поровну.
Нечётные числа – нельзя разделить на две равные части.

 

Сложение, слагаемые, сумма.
Сложение – прибавление слагаемых, результатом чего является новое число. Обозначается знаком +
Сумма – результат сложения.

 

Вычитание, уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Вычитание – действие обратное сложению, когда от большего (уменьшаемого) числа отнимают меньшее (вычитаемое). Обозначается знаком –
Разность – результат вычитания.

 

Прямой и обратный счёт.
Прямой счёт – перечисление чисел в порядке возрастания.
Обратный счёт – перечисление чисел в порядке их убывания.

 

Однозначные и двузначные числа.
Однозначные числа – числа, состоящие из одной цифры.
Двузначные числа – числа, состоящие из двух цифр.

 

Единицы и десятки.
Один десяток = 10 единиц. Десятки – от 10 до 90.
Счёт десятками до 100 и обратно.

 

Состав задачи – условие, вопрос, решение, ответ.

 

Единицы измерения
массы (грамм, килограмм),
длины (миллиметр, сантиметр, метр)
жидкости (литр),
времени (секунда, минута, час),
стоимости (копейка, рубль).

 

Линии прямые, кривые и замкнутые.
Прямая линия – не искривляется, не имеет начала и конца, её можно бесконечно продолжать в обе стороны.
Кривая линия – искривлённая линия.
Замкнутая линия – у которой начало совпадает с концом.

 

Луч. Отрезок. Числовой луч.
Луч – линия, у которой есть начало, но нет конца.
Отрезок – линия, у которой есть начало и конец.
Числовой луч – линия, которая разделена на равные отрезки, обозначенные числами.

 

Геометрические тела и фигуры. 
Геометрические фигуры – формы окружающих нас предметов. Фигуры – плоские.
Геометрические тела – то, что имеет длину, ширину и глубину. Тела – объёмные.

 

Углы прямой, острый, тупой.
Угол – фигура из двух лучей, который исходят из одной точки.
Прямой угол – «угол дома», «угол книги».
Острый угол – меньше прямого.
Тупой угол – больше прямого.

 

Календари. Время и часы
Календарь – система счёта продолжительных промежутков времени. Указывает год, месяц, неделю, день. Календари бывают настенные, настольные, перекидные.
Год состоит из 12 месяцев, четырёх времён года. Каждое время года состоит из 3 месяцев. Месяц состоит из 4-5 недель. Неделя состоит из 7 дней. Сутки состоят из 24 часов и делятся на утро, день, вечер, ночь.
Время – это процесс. Час состоит из 60 минут. Минута состоит из 60 секунд. На циферблате часов могут быть три стрелки – часовая (короткая), минутная (длинная), секундная (тонкая).

Рождественский спектакль 2020