+7 915 00 88 371

info@centre-lestviza.ru

Архив за месяц: Июнь 2020

Итоговые вопросы для зачёта по Родной речи

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ «РОДНАЯ РЕЧЬ»

 

Подраздел «Фонетика»

 

1. Буквы и звуки.

2. Алфавит. Расстановка слов по алфавиту. Слова на определённую букву алфавита. Слова с определённой конечной буквой. Произнесение слов по буквам и звуками.

3. Ударение в слове. 

4. Слог и слогоделение. 

5. Звуковой анализ слова. Характеристика гласных и согласных.

6. Метаграммы. 

7. Звуко-буквенная схема слова. 

8. Схема предложения. 

9. Типы предложений по интонации. 

 

Подраздел «Развитие речи» 

 

10. Текст: чтение и пересказ. Заголовок, вопросы к тексту. 

11. Описание иллюстрации. 

12. Описание предмета или явления. 

13. Скороговорки.

14. Загадки.

15. Пословицы.

16. Антонимы (противоположности).

17. Стихи и песни.

 

Подраздел «Письмо»

 

18. Пропись.

19. Посадка. Положение ручки и тетради. 

20. Ориентация на листе. 

21. Разлиновка тетради. 

22. Печатные и прописные буквы. 

 

 

 

 

 

Подраздел «Фонетика» 

1. Буквы и звуки.

Буквы – это знаки для записи звуков. Мы их видим и пишем. Букв — 33. Согласных — 21, гласных — 10, особых — 2.  
Буквы бывают:
1) печатные и прописные
2) заглавные и строчные
3) согласные и гласные (первого и второго ряда), особые

Звуки – это то, что мы слышим и произносим. Звуки бывают речевые и неречевые (шум ветра, тиканье часов, пение птиц, скрип двери).
Звуки бывают:
1) речевые и неречевые
2) согласные
3) гласные

2. Алфавит. 

Алфавит (азбука) – это полное собрание букв от А до Я, где каждая стоит на своём месте. 

Расстановка слов по алфавиту

1) определить первые буквы в словах

2) вспомнить место этих букв в алфавите и пронумеровать/записать слова 

3) если в словах первые буквы одинаковые, назвать вторые буквы в словах 

Называние слов на определённую букву алфавита: О — Осень, Облако и т.д.
Называние слов с определённой конечной буквой: Т — коТ, бегемоТ и т.д.

3. Ударение.

Ударение – это выделение одного из слогов в слове. Ударение всегда падает на гласный звук. Гласный звук ударного слога называется ударным (сильным).

 

4. Слог и слогоделение.

Слог – это элемент слова, который произносится на одном толчке воздуха.
В слове столько слогов, сколько в нём гласных. Слог может составить одна гласная. Слогоделение не следует путать с переносом слова.

 

5. Звуковой анализ слова.

Звуковой анализ слова – определение звуков в слове и их характеристика.

Согласные звуки бывают:
1) парные (Б/П, В/Ф, Г/К, Д/Т, Ж/Ш, З/С) и непарные (Й, Л, М, Н, Р – звонкие, Х, Ц, Ч, Щ – глухие)
2) твёрдые (перед гласными первого ряда и Ъ) и мягкие (перед гласными второго ряда и Ь)
Всегда твёрдые – Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие – Й, Ч, Щ.
3) глухие (состоят из шума) и звонкие (состоят из шума и голоса)

Гласные звуки бывают:
1) основные (6 шт – А, О, У, Э, Ы, И) и нулевые (Я, Ё, Ю, Е, т.к. таких гласных звуков нет, есть только такие буквы).
2) сильные (ударные) и слабые (безударные)
3) богатые (передают два звука, иначе называются «йотированные») и бедные (передают один звук)
«Богатыми» могут быть буквы второго ряда: Я, Ё, Ю, Е в трёх случаях:
1) в начале слова
2) после другой гласной
3) после мягкого знака
Буква И может передавать два звука только после Ь.

 

6. Метаграммы.
Метаграммы – слова, отличающиеся одной буквой.
Врач – грач, пень – день – лень, майка – чайка – зайка – лайка и т.д.

 

7. Звуко-буквенная схема слова.

Для составления схем используются 4 цвета:
красный для гласных,
синий для твёрдых согласных,
зелёный для мягких согласных,
жёлтый для звонких согласных.
«Богатые» гласные обозначаются двойным красно-зелёным цветом.
Ударение обозначается косой палочкой сверху.
Безударные гласные обозначаются точкой под ними.
Слоги обозначаются дугами/лодочками.

 

8. Схема предложения.

Составление схем предложений имеет целью научить ребёнка определять границы предложений, понимать смысловые пределы фразы. При составлении нужно помнить о большой (заглавной) букве в начале предложения и у имён собственных, а также следить за знаками препинания в конце (точка, вопросительный или восклицательный знак). Количество прямоугольников/чёрточек зависит от количества слов в предложении.

 

9. Типы предложений по интонации

1) Невосклицательное (повествовательное)
2) Вопросительное
3) Восклицательное

 

 

Подраздел «Развитие речи» 

10. Текст необходимо прочитать, озаглавить и кратко пересказать (при необходимости). Вопросы к тексту задаются согласно содержанию. 

11. Описание иллюстрации. По картинке можно составлять два вида рассказа: описание и повествование. 

Непосредственное описание — рассказ о внешнем виде людей, животных или характеристика предметов, действий. 

Сюжетное повествование — после внимательного рассмотрения нужно рассказать о случившемся по порядку, возможны предположения. 

 

12. Описание предмета или явления.

Предмет «стул» — что это? из чего сделан? какой он? как можно использовать?

Явление «дождь» — что это? когда и как происходит? зачем нужен? 

 

13. Скороговорки.

Собирала Маргарита маргаритки на траве,
Потеряла Маргарита маргаритки на дворе.

От топота копыт пыль по полю летит.

Слишком много ножек у сороконожек.

14. Загадки.

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает (книга).

Кто над нами вверх ногами? (муха)

Без рук, без топорёнка построена избёнка (гнездо).

15. Пословицы.

Пословицы о дружбе
Старый друг лучше новых двух.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Друг познаётся в беде.

Пословицы о труде
Терпенье и труд – всё перетрут.
Без труда не выловишь и рыбки из пруда.
Без труда нет награды.

Пословицы об учёбе
Ученье – свет, а неученье – тьма.
Не стыдно не знать, стыден не учиться.
Чему Ваня не научился, того Иван не выучит.

16 . Антонимы (противоположности). 
Антонимы – слова, имеющие противоположные значения.
Саша прилежный, а Паша ленивый.
Лиза гордая, а Соня уступчивая.
Костя смелый, а Петя трусливый.
Ваня зоркий, а Гриша близорукий.
Катина история лживая, а история Оли правдивая.
Не хорошо быть расточительным, хорошо быть бережливым.
Пусть богатый делится с бедным.
Молодые люди должны уважать пожилых (старых).
Не должно быть упрямым, следует быть послушным.
Плохо быть грубым, нужно быть вежливым.
Тяжело быть жестокосердным, лучше быть сострадательным.

17. Стихи. Песни.

Ребёнок должен уметь называть детские популярные песни и выразительно читать 1-2 стихотворения на свой выбор. 

 

Подраздел «Письмо»

18. Пропись. 
Пропись – это образец каллиграфического написания знаков для обучения письму.

19. Положение ручки и тетради.
Пальцы имеют положение, словно берём щепотку соли.
Для проверки приподнять указательный палец. Если ребёнок держит ручку правильно, то ручка будет удерживаться большим и средним пальцами (их ногтевыми фалангами).
Тетрадь должна лежать с наклоном 20-30 градусов.

20. Ориентация на листе. 

 У листа есть края. Правый и левый. Ближе к ребёнку – нижний край, а дальше от ребёнка – верхний край.

Ещё есть углы, их нужно посчитать.

Пусть ребёнок найдёт правую сторону листа. На правой стороне – один и другой правый угол. Угол вверху листа — это правый верхний угол, а внизу листа – это правый нижний угол.

Пусть ребёнок найдёт левую сторону листа. На левой стороне – один и другой левый угол. Угол вверху листа – это левый верхний угол, а внизу листа – это левый нижний угол.

21. Разлиновка тетради.

Выделение основной (рабочей) строки и вспомогательных (наклонных и надстрочных) линий, соблюдение равных интервалов (пробелов) и параллельности написания элементов и букв.

22. Печатные и прописные буквы.
Каждая буква имеет два вида начертания: печатное и прописное. Печатные буквы используются в книгах, на сайтах и так далее. Прописные буквы пишутся от руки, то есть являются рукописными.

Ребёнок должен уметь писать печатный и прописной вариант буквы.