+7 915 00 88 371

info@centre-lestviza.ru

Экзаменационные вопросы с ответами по программе «Введение в Священную Историю Нового Завета» 2018-2019 уч.г.

 

1. Священное Писание и Предание.

Священное Предание — то, что люди узнавали о Боге и передавали друг другу устно.
Священное Писание — то, что записано о Боге.
В Раю люди могли прямо общаться с Богом. После грехопадения они утратили эту способность. Но Бог посылал пророков и через них напоминал о Себе (пророк Моисей).
Некоторые из пророков записывали то, что им открывал Бог (Царь и пророк Давид).
Писание называется Священным потому, что писали его под влиянием Святого Духа Божия. Поэтому мы называем его еще Словом Божиим. То есть мы верим, что автор Священного Писания — сам БОГ. Священное Писание христиан называется БИБЛИЯ. «Библия» в переводе с греческого означает «книги». Книги Ветхого Завета описывают время от сотворения мира до пришествия Спасителя на землю. Книги Нового Завета описывают исполнение обещанного в Ветхом Завете пришествия на землю Спасителя.

2. Апостолы-евангелисты.

Греческое слово ЕВАНГЕЛИЕ означает «благая весть». О чём? — О пришествии на землю Спасителя.
Иисус Христос во время Своей земной жизни не писал никаких книг, но через несколько лет после Его крестной смерти и славного Воскресения 4 ученика (апостола) описали Его жизнь и учение в книгах, названных ЕВАНГЕЛИЯ. Поэтому этих учеников называют евангелистами. ЕВАНГЕЛИЕ — это первые 4 книги Нового Завета, рассказывающие о жизни и учении Сына Божия, Иисуса Христа.
Каждому из 4-х евангелистов присвоен свой символ. Эти символы взяты из видения пророка Иезекииля. Пророк видел Божий Престол в виде колесницы, состоящей из 4-х существ, напоминающих человека, льва, тельца и орла.
Матфей писал Евангелие для евреев, доказывая, что Иисус именно тот Спаситель, которого ждал еврейский народ, и о котором предсказывали ветхозаветные пророки. Матфей показывает человеческую родословную Спасителя. Его символ — ангел (человек).
Марк повествует о чудесах, о власти Господа над стихиями, людьми, болезнями, демонами, подчеркивая, что Он – Сын Божий, Владыка, Царь вселенной. Лев — символ Царского величия и всемогущества Господа.
Лука Писал Евангелие для язычников. Подчеркивал, что Христос принес себя в жертву за грехи всех людей, а не только избранного еврейского народа. Телец – символ жертвы.
Иоанн ярче всех показал, что Иисус Христос — истинный Бог. Поэтому Иоанн именуется Богословом. Орёл – символ высокого духовного парения.

3. Рождество Пресвятой Девы Марии. Введение во храм. Пресвятая Дева Мария у Иосифа.

О Рождестве Божией Матери и Её детстве мы знаем из Священного Предания. Родители Девы Марии, Иоаким и Анна, происходившие из рода царя Давида, жили в Назарете. Они дожили до глубокой старости, но детей у них не было. Не теряя надежды, они просили Бога о даровании чада. Как-то во время молитвы Анне явился Ангел и предсказал ей рождение ребенка. Такое же видение было и её мужу. Иоаким и Анна обещали посвятить младенца Богу. Вскоре у них родилась дочь. Они назвали её Мария, что означает «госпожа».
Когда Марии исполнилось 3 года, родители привели Её в храм, чтобы исполнить данный Богу обет. Мария сама поднялась по высоким ступеням, а священник Захария по внушению Духа Святого ввёл Её во Святое Святых, куда входил только первосвященник один раз в год. Пребывая в храме, Мария молилась, читала Священное Писание, занималась рукоделием.
Введение во храм Девы Марии мы празднуем 4 декабря.
Мария решила посвятить всю свою жизнь Богу и дала обет не выходить замуж. Когда Марии исполнилось 14 лет, её обручили старцу Иосифу. Он также происходил из рода царя Давида, но был небогатым плотником и жил в Назарете. В доме Иосифа Мария вела такую жизнь, как и в храме.

4. Возвещение Ангела о рождении Предтечи. Рождество Иоанна Предтечи.

Ветхозаветные люди ожидали прихода на землю Спасителя. Перед явлением Спасителя должен был родиться Его предвестник, Предтеча, чтобы приготовить людей к встрече с Господом. Об этом сам Бог известил людей через пророка Малахию. Для рождения Предтечи Бог избрал священника Захарию и жену его Елисавету. Архангел Гавриил известил Захарию о том, что у него родится сын, который будет приготовлять людей к принятию Спасителя. Захария не поверил Ангелу и в наказание за это онемел.
Елисавете же настало время родить, и она родила сына. Хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. Но Захария потребовал дощечку и написал: Иоанн. Тотчас он стал говорить. Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.

5. Благовещение Пресвятой Деве Марии. Посещение праведной Елисаветы.

Архангел Гавриил приветствовал Деву Марию словами: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». И сказал Ей о том, что Она станет Матерью Сына Божия. Мария смиренно приняла волю Божию. На иконе «Умиление» Богородица изображена в момент Благовещения
Мария поспешила поделиться радостью с Елисаветой. Елисавета встретила Марию словами: Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Елисавета первая назвала Марию Матерью Господа. В ответ Мария прославила Бога:
Величит (прославляет) душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, потому что Он призрел (обратил внимание) на смирение рабы Своей; отныне будут ублажать Меня все племена людей.

6. Рождество Христово. Поклонение волхвов.

Вифлеемские пастухи первые узнали от Ангела о рождении Спасителя. Внезапно явилось множество ангелов. Они славили Бога и пели: «Слава в вышних Богу». Младенца назвали Иисус, что означает Спаситель. Звезда, которую волхвы видели они на востоке, шла перед ними, и остановилась над местом, где был Младенец. По преданию, волхвов звали Гаспар, Мельхиор, Валтасар. Своими дарами волхвы показали, что родившийся Младенец Иисус есть и Царь, и Бог, и человек. (Золото – Царю, Ладан – Богу, Смирна -Человеку, который должен умереть).

7. Сретение Господне.

По закону Моисея, на 40-й день после рождения еврейские родители приносили своих первенцев (первых сыновей) в храм для посвящения Богу. Этот закон был установлен в память исхода евреев из Египта и спасения первенцев еврейских от смерти. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву — 2-х птенцов голубиных.
В храме Святое Семейство встретил праведный старец Симеон. Ему было предсказано, что он не умрёт до тех пор, пока не увидит Спасителя. Он взял Младенца Иисуса на руки и произнёс: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко». Марии же Симеон сказал: «Тебе Самой оружие пройдет душу», предсказав, что Она увидит своего Сына распятым. В память об этом написана икона Богородицы «Семистрельная» или «Симеоново проречение» Сретение Господне мы празднуем 15 февраля. Слово «сретение» означает встреча. В праздник Сретения мы вспоминаем, как ветхозаветные пророки Симеон и Анна встретились в храме с Господом Иисусом Христом, заключившим Новый Завет с людьми.

Урок 8. Бегство в Египет и избиение вифлеемских младенцев. Возвращение в Назарет. Отрок Иисус в Храме.

Ангел Господень явился во сне Иосифу и повелел ему с Марией и Младенцем бежать в Египет от Ирода, который приказал избить (убить) всех младенцев в Вифлееме до трёх лет. Иосиф взял Младенца и Матерь Его ночью и пошёл в Египет, и там был до смерти Ирода.
Вифлеемские младенцы стали первыми мучениками за Христа. Ирод вскоре умер в страшных мучениях, и Иосиф с Марией и Младенцем возвратились в Назарет.
Младенец возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. Иисус жил с Марией и Иосифом в Назарете до 30 лет.
Когда Иисусу было 12 лет, Мария и Иосиф Его взяли с собой в Иерусалим на праздник Пасхи. На обратном пути они потеряли Иисуса и нашли Его только на 3-й день в храме. Он сидел среди учёных старцев и беседовал с ними о Боге. Необыкновенный разум юного отрока приводил всех в изумление.
Родителям же Иисус сказал: Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему. Этими словами отрок Иисус показал, что Он должен быть в храме Божием, что Он — Сын Божий, и Ему дано особенное назначение от Бога.

9. Проповедь Иоанна Предтечи. Крещение Господне.

Иоанн вырос в пустыне, готовя себя к великому служению постом и молитвой. Как и древние пророки, он носил одежду из верблюжьего волоса и питался диким мёдом и акридами. Когда ему исполнилось 30 лет, Господь повелел ему идти к реке Иордан и возвестить всем людям о скором явлении в мире Спасителя и о том, чтобы все приготовились к Его встрече через покаяние и крещение. Люди думали, что Иоанн и есть Мессия, но Иоанн отвечал им: «Идёт за мною Сильнейший меня, я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым».
«Иисус крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Крещение Господне также называется Богоявлением, потому что во время крещения Бог явил Себя людям, как Святую Троицу. Первое таинство, совершающееся над всеми христианами – крещение «во имя Отца и Сына и Святого Духа».

10. Искушение Иисуса Христа в пустыне.

После крещения, Иисус Христос удалился в пустыню, чтобы молитвою и постом приготовиться к исполнению Своего великого дела, для которого и пришел на землю. 40 дней был Он в дикой пустыне, не вкушая никакой пищи. По примеру Господа в нашей Церкви установлены посты, готовящие нас к встрече великих праздников: Великий, Рождественский, Успенский, Петров, а также среда и пятница. Диавол думал, что Иисус Христос может соблазниться, как всякий человек, богатством, властью, чудом. Но Господь отказался от всего, так как Он пришел в мир послужить людям.
Господь побеждает диавола Словом Божиим – словами из Священного Писания.
1) Скажи, чтобы камни сделались хлебами. — Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих.
2) Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя. — Не искушай Господа Бога твоего (не требуй и не ожидай чудес без нужды).
3) Показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: Всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. — Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи.
Христианин побеждает искушения от диавола:
· Словом Божиим – чтением Св. Писания,
· молитвой – призыванием имени Господа,
· постом – воздержанием в еде и развлечениях.

11. Избрание апостолов.

После 40-дневного поста в пустыне Иисус возвратился на берег Иордана, чтобы начать Свое служение. Иоанн Креститель сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира». Услышав эти слова, галилейские рыбаки Андрей и Иоанн пошли за Иисусом.
Андрей Первозванный первый был призван Спасителем.
Иоанн Богослов (евангелист) апостол от 12-ти. ·
К ним присоединились брат Андрея Симон и брат Иоанна – Иаков.
Симона Иисус назвал его Петром (камень), предвидя в нем крепкую веру.
Первые апостолы были простыми рыбаками. «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Потом Иисус призвал Матфея – бывшего мытаря, сборщика пошлин. Некоторые женщины постоянно сопутствовали Христу и служили Ему. Одна из них -Мария Магдалина удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Господа.
Позже Иисус Христос избрал еще 70 апостолов, двое из которых Марк и Лука написали Евангелие.

12. Первое чудо Иисуса Христа. Изгнание торгующих из храма.

Во время брачного пира в Кане Галилейской не хватило вина. Матерь Божия сказала об этом Иисусу. Иисус ответил, что еще не пришло время явить Ему Свою Божественную силу. Но Мария знала любовь Сына к людям и была уверена, что Он поможет нуждающимся.
Свое первое чудо Иисус Христос совершил по просьбе Своей Матери. Поэтому мы обращаемся к Богородице и верим, что по Ее молитвам Господь поможет нам.
Так положил Иисус начало чудесам и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.
Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, и деньги меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: «Дома Отца Моего не делайте домом торговли». Начальники храма, рассердившись, спросили Иисуса: «Каким знaмением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?» Иисус сказал им в ответ: Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. Он говорил о храме Тела Своего. Этими словами Иисус предсказал, что, когда Его убьют, Он воскреснет в третий день.

13. Беседа Иисуса Христа с самарянкою.

Проходя через самарийский город СИХАРЬ, Иисус присел у колодца отдохнуть. Самаряне были потомками евреев, которые во время вавилонского плена смешались с язычниками, утратили веру в истинного Бога, построили свой храм на горе ГАРИЗИМ. Самаряне и иудеи не общались между собою.
Самарянка, пришедшая за водой, поняла, что пить просит у нее не простой человек, и подумала, что Он сможет разрешить спор между самарянами и иудеями о том, как правильно почитать Бога. Иисус ей ответил: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Это означает, что служить Богу надо не только в храме, но везде и всегда, подтверждая свою веру добрыми делами. «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».
Спаситель назвал живою водою Свое Божественное учение. Как вода спасает жаждущего человека от смерти, так и Божественное учение Христа спасает человека от вечной смерти и ведет к вечной блаженной жизни.

14. Исцеление расслабленного при овчей купальне. Исцеление сухорукого.

Вблизи Иерусалимского храма, у овечьих ворот, через которые прогоняли овец для жертвоприношения, была купальня, называемая «Дом милосердия». Там лежало великое множество больных, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
Иисус сказал одному расслабленному: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял одр свой и пошел. Позднее Господь встретил исцеленного в храме и сказал ему: «Вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы с тобой не случилось чего хуже».
Этот евангельский отрывок читается на водосвятном молебне.
Ходя и проповедуя Свое учение, Господь исцелял многих больных, показывая нам, что христианин должен быть милосердным и помогать нуждающимся.
В синагоге Иисус исцелил сухорукого (человека, у которого не действовала правая рука), сказав ему: Протяни руку твою. В обоих случаях Христос исцелял только словом.
Фарисеи и книжники озлобились на Иисуса за то, что Он исцелял в субботу. На это Иисус отвечал им: «Что должно делать в субботу? добро, или зло? Спасти душу, или погубить? Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро».
Православные христиане, соблюдая ветхозаветную заповедь о субботе, посвящают Богу воскресный день в память о Воскресении Иисуса Христа.
Что можно и нужно делать в воскресные и праздничные дни?
* Молиться в храме и дома
* Читать Священное Писание
* Выполнять любую работу, если требуется кому-то помочь
Чего не стоит делать?
* Откладывать на воскресенье работу, которую мы должны были сделать на неделе, и из-за этого пропускать воскресную службу.
* Весь день развлекаться или бездельничать, не думая о том, чтобы послужить Богу.

15. Нагорная проповедь. Заповеди блаженства.

Увидев собравшийся народ, Иисус в окружении учеников взошел на гору и начал учить. Господь указал, какими должны быть Его последователи, чтобы получить блаженную (счастливую, радостную) вечную жизнь в Царствии Небесном. Он дал 9 Заповедей Блаженства.
Если ветхозаветный закон есть закон строгой правды, то новозаветный закон Христов – закон Божественной любви и благодати.

16. Нагорная проповедь: О Промысле Божием. О силе молитвы. О необходимости добрых дел. О милостыне.

Кроме Заповедей блаженства Господь в Нагорной проповеди говорил о Промысле Божием, о молитве, милостыне и добрых делах.
Бог заботится (промышляет) о всех людях, знает в чем мы нуждаемся, и подает нам все необходимое: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу, и Отец ваш Небесный питает их; а вы не гораздо ли лучше их? Посмотрите на полевые лилии, как они растут. Они не трудятся, ни прядут. Но … и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякие из них. Бог же, Отец ваш Небесный, знает, что вы имеете нужду во всем этом».
Если мы не будем чрезмерно заботиться о житейских нуждах, а будем готовить свою душу для Царствия Небесного, то Господь подаст нам все необходимое для жизни.
Любую молитву, особенно усердную, слышит Господь. Но недостаточно только взывать к Богу, надо еще исполнять Его заповеди и совершать добрые дела.
Всякое доброе дело мы должны делать не напоказ, а тайно.

17. Нагорная проповедь: О любви к ближнему. О неосуждении ближнего. О прощении ближнего. Общее правило обращения с ближними.

Христос запретил не только убивать людей, но даже оскорблять человека грубым словом. Христос даже запретил всякую месть за причиненное зло.
Вы слышали, что сказано в Ветхом Завете: око за око и зуб за зуб.
А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.
Ветхий Завет построен по принципу справедливости Новый Завет основан на любви.
Как Бог любит всех людей, так и мы должны стремиться любить всех, а не только тех, кто делает нам добро.
«Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» Нужно следить за собой, а не осуждать других.
Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам.
И КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ С ВАМИ ПОСТУПАЛИ ЛЮДИ, ТАК И ВЫ ПОСТУПАЙТЕ С НИМИ.

18. Исцеление расслабленного в Капернауме. Воскрешение сына Наинской вдовы.

Будучи в Капернауме, Иисус Христос учил в одном доме. Послушать Его собралось так много жителей, что невозможно было уже подойти и к дверям. «И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома и спустили постель, на которой лежал расслабленный». Видев же веру друзей больного, Господь сказал ему: «Прощаются тебе грехи твои, возьми одр твой и иди в дом твой. Расслабленный тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога.
Иисус Христос исцелил расслабленного в Капернауме по вере и молитве его друзей. На этом примере Господь научил нас молиться не только за себя, но и за ближних своих. Ибо по любви Своей, Господь подает помощь и тем людям, о которых мы молимся.
Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова… Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: «Не плачь!». И подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: «Юноша! тебе говорю, встань!» Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога.

19. Притча о сеятеле.

Иисус Христос проповедовал Свое учение иногда открыто, а иногда иносказательно (притчами). Притча – это рассказ, в котором на примере из повседневной жизни объясняется смысл какого-либо поучения.
Так, например, в Притче о сеятеле Господь наглядно показал, как разные люди слушают Слово Божие.
Вышел сеятель сеять семя свое…
Семя – слово Божие
Сеятель – проповедующий слово Божие
Земля – сердце человеческое
Иное семя упало при дороге, и было потоптано, и птицы небесные поклевали его.
Земля при дороге — невнимательные, рассеянные люди, у которых диавол без труда похищает слово Божие.
А иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги.
Каменистое место – не твердые в вере люди, охотно слушают слово Божие, но при первом искушении или гонении отпадают от веры.
А иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его.
Терние – люди, у которых житейские заботы и разные пороки заглушают слово Божие.
А иное упало на добрую землю и, взойдя , принесло плод сторичный (в 100 раз больший)
Плодородная земля – люди, внимательные к слову Божию, сохраняют его в своем сердце и исполняют все, чему оно учит. Плоды – добрые дела, за которые эти люди достигают Царствия Небесного.

Урок 20. Притча о пшенице и плевелах.

Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем.
Сеющий доброе семя — Сын Человеческий, Иисус Христос.
Поле – мир.
Доброе семя (пшеница) – сыны Царствия Божия, люди добрые, принявшие учение Христово.
Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы…
Враг, посеявший плевелы, – диавол, сеющий зло в мире.
Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.
Плевелы – сыны лукавого, нечестивые, злые люди.
Господь желает, чтобы каждый человек делал только добро, но люди по своей беспечности допускают диавола в сердце и умножают зло.
Чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы.
Бог не позволяет сразу наказывать грешников, но дает им время на покаяние.
Во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их.
Жатва – кончина века, Страшный Суд, Жнецы – Ангелы.
Так будет при кончине века сего: Пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов.
А пшеницу уберите в житницу мою
Притче о пшенице и плевелах Господь дает ответ на вопрос: Почему злых людей не постигает сразу же заслуженное наказание?

21. Укрощение бури. Исцеление Гадаринского бесноватого.

Было великое волнение на море, так что волны покрывали корабль, а Иисус спал. Ученики испугались. Иисус спросил их: «Что вы так боязливы, маловерные?» Если бы ученики имели крепкую веру, то не допустили бы мысли, что с ними что-то может случиться, когда рядом Бог.
Тогда восстав, Иисус запретил ветру и морю, и настала тишина. Ученики же удивлялись, спрашивая, Кто Он такой, что море и ветры слушаются Его?
Пророки прежде укрощали стихию, призывая Бога в молитве, а Иисус Христос — одним своим повелением. Только Бог может иметь такую власть над природой.
Этот евангельский рассказ нас учит тому, что в опасности надо иметь крепкую веру и призывать Господа на помощь.
Но Иисус Христос имеет власть не только над природой, но и над нечистыми духами.
Придя в страну Гадаринскую, встретил бесноватого, имя которого было Легеон (100 000), который кричал страшным голосом: «Что Тебе до меня, Иисус Сын Божий? Прошу Тебя, не мучь меня»
Даже бесы знают, что перед ними – Сын Божий, и что Он пришел на землю, чтобы победить диавола. И для бесов мучительна встреча с Богом.
Бесы – духи бестелесные. Чтобы творить злые дела, им нужно вселиться в человека. Бесы просят, чтобы Господь не выгонял их из человека, и не отсылал в бездну.
Иисус исцеляет бесноватого и изгоняет из него бесов. Они вселяются в свиней и тонут в воде. Господь показал, как сильны бесы, что они могут целое стадо свиней ввергнуть в озеро. Гадаринские жители видели чудо, но не приняли Бога, так как пожалели своих свиней.

22. Воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой женщины.

И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и падает к ногам Иисуса и просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа. И в этот момент к Нему сзади прикоснулась женщина, которая 12 лет болела кровоточивой болезнью. После прикосновения к Иисусу и Его слов «Вера твоя спасла тебя» женщина исцелилась.
Святыни (частицы покрова мощей святых угодников) имеют целительную силу для тех, кто с верою использует их.
В этот момент пришли к начальнику синагоги со словами: «Дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?» Но Иисус, услышав сии слова, тотчас сказал начальнику синагоги: «Не бойся, только веруй». И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова. И когда пришел Иисус в дом начальника и увидел свирельщиков и народ в смятении. Умерших незамужних девиц было принято оплакивать брачными свирелями. Иисус вошёл, взял девочку за руку и приказал ей встать. Она тотчас встала и вышла. Видевшие это пришли в великое изумление.

23. Усекновение главы Иоанна Предтечи.

Проповедь Иоанна Предтечи была непродолжительна. Приготовив людей к принятию Спасителя, он закончил свою жизнь мученическою смертью. Вскоре после крещения Господня, Иоанн был посажен царем Иродом в темницу. Ирод Антипа был сыном того Ирода Великого, который убил 14 тысяч Вифлеемских младенцев. Иоанн обличал царя Ирода в том, что он при жизни брата своего Филиппа женился на его жене Иродиаде.
Иродиада озлобилась за это на Иоанна и просила Ирода убить его. Но Ирод не соглашался на это, так как считал Иоанна великим пророком и боялся народа, но в угоду ей посадил его в темницу. Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и с удовольствием слушал его.
Иродиаде же не нравилось, что Ирод слушал наставления Иоанна и поступал по словам его. Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады (Саломия) плясала перед собранием и угодила Ироду. Посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит. Она же, по научению матери своей, сказала: «Дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя». И опечалился царь, но ему не хотелось при гостях изменить своему слову, и он приказал отсечь голову Иоанну. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.
Усекновение вспоминается Церковью11 сентября. В этот день положен строгий пост. Святая Церковь чтит Иоанна Предтечу выше всех святых после Богоматери.

24. Чудесное насыщение народа пятью хлебами. Хождение Иисуса Христа по водам.

Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: «Отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи». Но Иисус сказал им: «Не нужно им идти, вы дайте им есть». Один из учеников Его, Андрей, говорит Ему: «Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?» Иисус велел народу возлечь на траву и, взяв 5 хлебов и 2 рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков 12 полных коробов; а евших было около 5000 человек, кроме женщин и детей.
Накануне больших праздников в Церкви служится лития. На середину храма выносится столик, на который помещают 5 хлебов, пшеницу, вино и елей для благословения и молитвы о том, чтобы во всем мире они умножились, как после благословения Спасителя умножились 5 хлебов, насытившие 5 тысяч человек.
После чудесного насыщения народа пятью хлебами, Иисус Христос велел ученикам отправиться в лодке на другую сторону Галилейского озера. Сам же, отпустив народ, взошел на гору помолиться. Лодка с учениками была уже на середине озера, и ее било волнами, потому что дул сильный встречный ветер. Перед рассветом Иисус Христос пошел к ним по воде.
Ученики испугались, подумав, что это призрак. Петр сказал: «Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде». Он же сказал: «Иди». И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: «Господи! спаси меня». Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: «Маловерный! Зачем ты усомнился?» И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: «Истинно Ты Сын Божий.»
Из церковного предания нам известно, что некоторые святые люди тоже могли ходить по воде. Так преподобная Мария Египетская переходила реку Иордан, осенив воду крестным знамением.

25. Исцеление дочери хананеянки.

Одна женщина Хананеянка, кричала Иисусу: «Помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется!». Но Он не отвечал ей ни слова.
И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричи. Он же сказал в ответ: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: «Господи! помоги мне». Он же сказал в ответ: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Она сказала: «Да, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Тогда Иисус сказал ей в ответ: «О , женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». И исцелилась дочь ее в тот час.
Хананеи были язычниками. Язычниками называются люди, утратившие веру в Истинного Бога и поклоняющиеся идолам. Иисус Христос не сразу откликнулся на просьбу женщины, желая показать ученикам сильную веру этой язычницы.
«Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Этими словами Спаситель указал, что Он должен жить и творить Свои дела прежде всего среди евреев, так как они веровали в истинного Бога. «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Евреи называли себя детьми Авраама, детьми Божиими и сыновьями Царства Небесного, а на язычников смотрели, как на псов. Спаситель, приравнивая к псам эту женщину, хотел показать евреям, что нельзя так относиться к язычникам. Многие язычники быстрее уверовали в Сына Божия, чем евреи, «погибшие овцы дома Израилева».
«Да, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Этими словами хананеянка показала свое смирение и согласие с тем, что язычники не могут быть так близки к Богу, как верующие в Истинного Бога. А также выразила глубокую веру в то, что у милосердного Бога достанет милости на каждого человека.

 

Все материалы для подготовки к итоговому экзамену в Воскресной Школе 2019 здесь.